ТЕРМИНОЛОГИЯ
ПО ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ И ЯЗЫКУ СМОЛТОК


Abstract class - абстрактный класс
Класс, определяющий протокол, но не реализуемый полностью. По соглашению, экземпляры абстрактных классов не могут быть созданы
Actor language - язык акторов
Язык, классифицирующий объекты как акторы, агенты и серверы, в зависимости от их отношения к окружающим объектам
Argument name - имя аргумента
Имя псевдопеременной, доступной методу только в течение его выполнения; значение имен аргументов суть аргументы сообщения, вызвавшего метод
Array - массив
Структура данных, элементы которой связаны с целочисленными индексами
Assignment - присваивание
Выражение, описывающее изменение значения переменной
Binary message - бинарное сообщение
Сообщение с одним аргументом, имя которого составлено из одного или двух специальных символов
Block - блок
Описание отложенной последовательности действий
Block argument - аргумент блока
Параметр, поставляемый при выполнении конкретного блока
Cascading - каскадное выражение
Описание нескольких сообщений одному объекту в одном выражении
Class - класс
Описание группы похожих объектов, его экземпляров. Содержит всю информацию для создания и использования экземпляров путем спецификации содержащихся в них переменных и допустимых методов для ответа на посылаемые им сообщения
Class method - метод класса
Метод, реализующий сообщение, посланное объекту-классу
Class variable - переменная класса
Переменная, доступная всем экземплярам одного класса
Data abstraction - абстракция данных
Множество данных, непосредственно манипулировать которыми можно только с помощью связанного с этим множеством набора операций
Dynamic (late) binding - динамическое (позднее) связывание
Связывание сообщения с методом или процедурой во время выпол- нения программы. Выбираемая процедура зависит от типа обраба- тываемых данных
Expression - выражение
Последовательность символов, описывающая объект
Encapsulation - инкапсуляция
Подход к программированию, при котором данные и обрабатывающие их процедуры содержатся внутри одного объекта
Frame - фрейм
Конструкция в базе знаний, аккумулирующая различные знания об объекте
Garbage collection - сборка мусора
Освобождение пространства памяти объекта, когда оно становится не нужным, поскольку на объект нет больше ссылок
Generic function - обобщенная функция
Функция, поведение которой зависит от класса или вида посланного ей аргумента. Связанный с обобщенной функцией метод определяет специфические для ее класса операции
Global variable - глобальная переменная
Переменная, доступная всем экземплярам всех классов
Implementation description - описание реализации
Описание класса посредством частной памяти его экземпляров и набора методов указывающих, как выполнять операции над ними
Inheritance - наследование
Каждый класс в иерархии наследует данные и методы классов, расположенных в иерархии над ним
Instance - экземпляр
Один из объектов, описываемых классом
Instance method - метод экземпляра
Метод, реализующий сообщение, посланное экземпляру класса
Instance variable - переменная экземпляра
Переменная, занимающая частную память экземпляра и доступная в течение всего времени жизни этого экземпляра. Может быть именованой или индексированной
Interface - интерфейс
Сообщения, на которые объект может отвечать
Keyword - ключевое слово
Идентификатор, завершающийся двоеточием
Keyword message - ключевое сообщение
Сообщение с одним или более аргументами, имя которого составлено из ключевых слов
Literal - литерал
Выражение, описывающее константу
Message - сообщение
Запрос к объекту для получения ответа. Состоит из имени объек- та, принимающего сообщение, имени метода и (возможно) одного или нескольких аргументов
Message argument - аргумент сообщения
Объект, дающий дополнительную (к имени метода) информацию для ответа на сообщение
Message category - категория сообщения
Группа методов в описании класса
Message pattern - образец сообщения
Имя сообщения вместе с набором имен аргументов, по одному на каждый аргумент, который должно иметь сообщение с этим именем
Message selector - имя сообщения
Часть сообщения, описывающая имя метода, который будет выполняться в ответ на сообщение
Metaclass - метакласс
Класс класса. Класс - тоже объект, следовательно принадлежит некоторому классу, называемому метаклассом. Это абстрактный класс, в котором определены сообщения объекту-классу
Method - метод
Описание того, как выполнять посланное объекту сообщение. Сос- тоит из образца сообщения, объявления временных переменных и последовательности выражений. Метод выполняется, когда экземп- ляру класса, в котором этот метод найден, посылается совпадаю- щее с образцом сообщение
Method selector - имя метода
Имя метода
Multiple inheritance - многократное наследование
Свойство класса наследовать данные и процедуры от более чем одного суперкласса
Object - объект
Основной модуль объектно-ориентированных языков. Содержит данные в своей частной памяти (переменные экземпляра) и процедуры их обработки (методы)
Object-oriented analysis - объектно-ориентированный анализ
Анализ требованй к компьютерной системе на языке объектов мо- делируемой предметной области
Object-oriented database - объектно-ориентированная база данных
База данных, позволяющая запоминать и разделять объекты между пользователями
Object-oriented design - объектно-ориентированная разработка
Преобразование логической структуры системы в физическую структуру, составленную из объектов программы
Object-oriented language - объектно-ориентированный язык
Язык, поддерживающий понятия объекта, сообщения, класса и наследования
Operator overloading - перегрузка операций
Способ расширения значения существующих операций путем включения в них новых типов данных во время компиляции
Overriding a method - перекрытие метода
Определение в подклассе метода с тем же именем сообщения, что и в суперклассе
Persistent object - постоянный (долго живущий) объект
Объект, продолжающий существовать после того, как завершена программа, создавшая этот объект
Polymorphism - полиморфизм
Использование одинаковых сообщений для запуска различных методов. Выбираемый метод зависит от типа обрабатываемых данных
Pool variable - переменная пула
Переменная, доступная экземплярам группы классов
Primitive method - примитивный метод
Метод, выполняемый не последовательностью выражений, а прямо виртуальной машиной
Protocol description - описание протокола
Описание класса посредством протокола сообщений его экземпляров
Pseudo-variable name - имя псевдопеременной
То же, что и имя переменной, за исключением того, что значение имени псевдопеременной не может быть изменено посредством присваивания
Receiver - приемник
Объект, которому послано сообщение
Static (early) binding - статическое (раннее) связывание
Связывание сообщения с методом или процедурой во время компиляции
Subclass - подкласс
Класс, наследующий переменные и методы от существующего класса
Subtype - подтип
Другой термин для подкласса
Superclass - суперкласс
Класс, от которого наследуются переменные и методы
Supertype - супертип
Другой термин для суперкласса
Symbol - системное имя
Строка, для которой гарантировано отличие ее от других системных имен
System classes - системные классы
Классы, поставляемые в составе системы программирования
Temporary variable - временная переменная
Переменная, создаваемая для специальных действий и доступная только в течение этих действий
Type - тип
Похож на класс. В языках типа Clu тип данных состоит из мно- жества объектов и набора операций, характеризующих поведение объектов
Unary message - унарное сообщение
Сообщение без аргументов
Variable name - имя переменной
Выражение, описывающее текущее значение переменной

Copyright © А.Г. Иванов, 1994.